Основной структурной единицей МАДОУ № 267 является группа воспитанников дошкольного возраста.
В настоящее время в МАДОУ функционирует 11 общеразвивающих групп (группы раннего возраста с 2 до 3 лет, группы дошкольного возраста с 3 до 7 лет), 2 группы компенсирующей направленности для детей 5-6 и 6-7 лет с ТНР (ОНР), 2 группы компенсирующей направленности для детей 5-6 и 6-7 лет с ЗПР, все группы однородны по возрастному составу детей: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет и 1 группа кратковременного пребывания (группы адаптации для детей 3-7 лет)
Основная образовательная программа
МАДОУ № 267
Образовательная деятельность в МАДОУ № 267 построена в соответствии с требованиями ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273, ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), Приказом от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 20.09.2015 № 2/15).
По своему организационно-управленческому статусу образовательная Программа МАДОУ № 267 обладает модульной структурой и основывается на принципах ФГОС ДО. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, – и часть, формируемую участниками образовательных отношений, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников. Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей коррекцию и профилактику речевых нарушений детей с недоразвитием речи, адаптацию и социализацию детей с особенностями развития.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
Программа содержит описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей, включенных в организационный раздел.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы дошкольной организации. Система оценивания качества реализации Программы направлена на оценивание созданных МАДОУ условий внутри образовательного процесса.
Перечень программ, обеспечивающих реализацию обязательной части программы:
Полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности осуществляется посредством реализации инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Э. Дорофеевой.
В дополнение используются пособия и программы:
Перечень программ, обеспечивающих реализацию части программы, формируемой участниками образовательного процесса:
В дополнение к разделу "Безопасность" в МАДОУ реализуется региональная программа "Приключения Светофора".
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования в Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1 -5025/М);
Программа сформирована как программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с тяжелыми нарушениями речи) и определяют комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный. и дополнительный раздел- Краткое содержание АООП.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты их освоения в виде целевых ориентиров, а также значимые характеристики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетический, физический, а также часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Раздел включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе и описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов их освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
-психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий;
-особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды;
-особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
-способов и направлений поддержки детской инициативы;
-особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
«Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития МАДОУ № 267», разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МАДОУ № 267:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования в Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1 -5025/М);
Программа нацелена на разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области в соответствии с ФГОС ДО:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных: целевой, содержательный, организационный и дополнительные разделы.
Целевой раздел включает пояснительную записку, в которой рассматриваются значимые для разработки и реализации АООП клинико-психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности и возможные варианты освоения Программы по образовательным областям, а также содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения развития детей с ЗПР.
Организационный раздел раскрывает особенности развивающей предметно-пространственной среды; кадровые условия реализации программы; ее материально-техническое и методическое обеспечение; финансовые условия реализации; планирование образовательной деятельности, режим дня, а так же содержит перечень нормативно-организационных документов и методических материалов.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей с ЗПР в ДОО.
Программа может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы ДОО, образовательного запроса родителей, возраста детей в группах, выходом примерных основных образовательных программ.
Характеристика взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи:
Для решения поставленных задач используются следующие формы и методы работы с семьей:
Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; ознакомления родителей с информацией, подготовленной педагогами, об их детях; неформальных бесед о вопросах воспитания и развития детей или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий